"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2022
Книжное пространство под Новый год

В Дошкольном отделении АНО «Павловская гимназия» в 2022-2023 учебном году открылась книжная мастерская для педагогов, где взрослые анализируют свои и детские книжные предпочтения, образовательные возможности книжных пространств и условия организации предметно-пространственной среды для развития речи и грамотности детей.
Мастерская имеет неожиданно новогоднее название – «Книжель», так как выросла из новогоднего обмена открытками с книжными рекомендациями (такой обмен у нас был с Детским садом № 56 г. Костромы).
Педагоги сада, которые выразили желание участвовать в мастерской, собираются один раз в две недели, чтобы обсудить тот или иной аспект формирования круга чтения. Например, почему мы покупаем или не покупаем книгу для себя или ребёнка? Какие возможности даёт книга и как становится «книжкой-ловушкой»? Из чего состоит атмосфера зимнего волшебства и как её выразить в книжном пространстве?
Если вы хотите переосмыслить свои подходы к организации книжного уголка, в частности к тому, как жизнь группы отражается в подборке книг, лучше всего собрать команду педагогов, с которой можно обсуждать профессиональный и личный опыт. Так ваше представление дополнится деталями, которые удачно подметят коллеги, и вместе вы выработаете некий подход, на который можно опираться при подборе книг.
Итак, когда мы планируем деятельность в зимний период, чего мы в первую очередь хотим? Этот вопрос мы обсудили на специальной встрече участников книжной мастерской, посвящённой зимнему кругу чтения. Вот что у нас получилось. В педагогической деятельности в зимний период мы хотим:
- Поддержать праздничное настроение.
 - Создать атмосферу волшебства и чуда. «Хочется верить в чудеса, и чтобы дети верили!».
 - Прочувствовать каждый день. «Ведь ожидание – это даже лучше, чем праздник!».
 - Показать зимнее время года во всей красе и как можно весело проводить это время.
 - Узнать, что дети знают о зиме и дополнить эти знания.
 - Познакомиться с традициями ожидания и празднования Нового года.
 
В обсуждении мы пришли к тому, что зима – это уникальное время года. С одной стороны она, как и лето, имеет свои выраженные признаки, которые сразу отличают её от осени и весны. Если она приходит, это понятно всем. С другой стороны в ней есть одновременное присутствие противоположностей: тепло и мороз, день и ночь. Мы ценим зимний мороз и с удовольствием организуем досуг на улице. В то же время любим тепло, стараемся его создавать – камин, гирлянды, свечи, выпечка, горячие напитки, тёплые предметы одежды. Мы наслаждаемся таким ясным, но коротким зимним днём, который быстро переходит в ночь, а мы ещё не спим и можем это время посвятить приятным делам и приготовлениям. И в этой диалектичности зимы кроется её особое обаяние. Зиму нужно уметь встречать, принимать её дары и получать уроки. Так что же приносит с собой зима? Чему нас учит?

Традиции:
- собирать (выбирать) и наряжать ёлку;
 - украшать дом (сад, группу);
 - с удовольствием гулять (санки, лыжи, коньки, лесные прогулки);
 - читать, слушать, смотреть, мастерить (угощение, подарки, декор);
 - ходить в театр («Щелкунчик», «Снежная королева»);
 - придумывать (продумывать) костюм («Мы с мамой выбрали мне костюм, а материалов для него не оказалось в магазине. Пришлось придумывать, как можно заменить тем, что есть. Вот поэтому мне и запомнилось, кем я была на Новый год»).
 
- знакомиться с главным персонажем новогодней сказки и его помощниками (Дед Мороз, Снегурочка, снеговик, Санта-Клаус, гномы и олени);
 - замечать и небольших героев зимних событий (животные леса и Арктики, снежинки и ёлочки);
 - наблюдать за течением времени («Часы только на новогоднем празднике оказываются в центре внимания»);
 - загадывать заветные желания (письмо Деду Морозу);
 - радоваться встрече с чудом (утренник или новогодний спектакль);
 - создавать «запах Нового года» (не только мандарины, но и ёлка, и ёлочные игрушки, запах которых сразу переносит в праздник);
 - ждать праздник (адвент-календарь, календарь добрых дел, мастерские).
 
- спрашивать, что дети знают о зиме;
 - расширять знания;
 - создавать для детей ситуации открытия;
 - изучать свойства снега (какой он, что с ним можно делать);
 - экспериментировать с водой (трансформация воды).
 

Тепло и внимание (в том числе и к себе):
- наполнять светом (свечи, гирлянды, светящиеся шары);
 - задумываться, кого можно порадовать ещё, о ком можно позаботиться (подарки, угощения, встречи);
 - продумывать предметы зимнего гардероба: валенки, варежки, шубки и так далее;
 - спрашивать себя, про что этот праздник лично для меня, и привносить этот смысл в общую атмосферу;
 - договариваться о совместном времяпрепровождении («Новогодние приготовления – это возможность ещё больше сплотиться и семье, и детям в группе»);
 - зима – это время года, когда особенно ценятся истории. Какие истории мы рекомендуем включить в зимний круг чтения?
 
Младшая группа
Традиции:- «Снежный день Киппера», Инкпен М. (Поляндрия). Снег идеален для игры. А игры никогда не закончатся!
 - «Какая бывает зима», Пляцковский М. (Планета детства). Короткая зарисовка для самых маленьких. А какая зима для меня?
 - «В лесу родилась ёлочка. Любимые детские песенки» (Махаон). Рассматривать прекрасные иллюстрации и подпевать – чем не новогоднее занятие?
 
- «Снежный сон», Карл Э. (Розовый жираф). Простые чудеса от классика детской литературы.
 - «That’s not my snowman…», Watt F. (Usborn).
 - Тактильная книга про снеговика.
 
- «Пингвинёнок открывает Антарктику», Тейтелбаум М. (Мозаика-синтез). Что делать, если вокруг – один снег?
 - «Bear and Hare. Snow!», Gravett G. Если медведь и заяц вместе, скучно не будет!
 
- «Сказка о маленькой ёлочке», Аромштам М. (КомпасГид). Маленькой ёлочке очень хочется быть нарядной.
 

Средняя группа
Традиции:- «Весёлый Новый год», Прёйсен А. (Мелик-Пашаев). Новый год в семье мышей. Также или по-другому?
 - «Ёлка», Сутеев В. (Малыш). Зимний праздник не возможен без ёлки и помощников Деда Мороза, которому ребята отправили письмо.
 
- «Потерять и найти», Джефферс О. (Поляндрия). Найти пингвина и сделать главное открытие детства. Оно не про Южный полюс!
 - «Сказки снеговика», Хилленбренд У. (Clever). Зимний детектив без слов. Когда хочется, чтобы сказка оказалась у тебя дома.
 
- «Медведь хочет рассказать свою историю», Стед Ф. К. (Поляндрия). Давай поможем?
 - «Who am I? Snowy Animals», Gardner Ch. (Dorling Kindersley Ltd.). Книжка-загадка про зимних животных.
 - «Медвежонок», Уивер Дж. (Поляндрия). Путешествие к зиме.
 
- «Варежка», Палюй К., Рибейран С. (Энас-книга). Почти теремок, но теплее.
 - «Snow», Usher S. (Templar Books). Первый снег – событие!
 
Старшая группа
Традиции:- «Дед Мороз», Тайц Я. (Мелик-Пашаев). Сказочные традиции в новом издании.
 - «Матюшин календарь», Зартайская И. (Clever). Настоящий новогодний дневник.
 - «Рождество в домике Петсона», Нурдквист С. (Белая ворона). Уютные и тёплые иллюстрации, к которым хочется возвращаться.
 

Волшебство:
- «Скоро-скоро», Окада Т., Окада К. (Поляндрия). После праздника кажется, что зима вот-вот закончится. Читать в феврале!
 - «Человеткин», Дональдсон Дж. (Машинки творения). Просто вернуться домой.
 
- «Зима мишки Бруно», Ингвес Г. (Мелик-Пашаев). Зимние исследования медвежонка такие заразительные.
 - «Ложись спать, медвежонок!», Могенсен Я. (Добрая книга). Если ты ещё совсем малыш, заснуть – это целая история.
 
- «С новым годом, Мяули!», Керр Дж. (Мелик-Пашаев). Мяули встречает Новый год.
 - «Котёнок Шмяк. Лучший подарок для папы и мамы», Скоттон Р. (Clever). А где-то котёнок Шмяк мастерит подарок сам.
 - «Biscuit’s Snow Day Race», Capucilli A.S. (Harper). Осталось взять с собой щенка.
 
Подготовительная группа
Традиции:- «Мишки и Новый год», Горелик К. (Самокат). Чем заняться прекрасной компании?
 - «Как отмечают Новый год и Рождество дети по всему миру», Ханачкова П. (Clever). Это – идея!
 - «The Biggest Snowman Ever», Kroll S. (Scholastic). Редкий конкурс, где действительно побеждает дружба.
 
- «Путешествие голубой стрелы», Родари Дж. (Эксмо). Идеальная книга для долгого зимнего чтения перед сном.
 - «Мороз Иванович», Одоевский Б. Ф. (Мелик-Пашаев). Классическая сказка с иллюстрациями Конашевича В. М.
 - «Двенадцать месяцев», Маршак С. (Планета детства). Сказка-пьеса о новогодних чудесах.
 - «The Tooth Fairy’s Christmas», Bently P., Parsons G. (Hodder Children’s Books). Зубная фея и Санта Клаус. Вдвойне волшебно!
 

Открытия:
- «Твоя Арктика», Членов А. (Детская литература). Рассказы об Арктике для самых серьёзных исследователей.
 - «Доклад о белых медведях», Хедер Т. (Поляндрия). Рассказанный им самим.
 - «Winter Wonderland», Sirett D. (Dorling Kindersley). Геометрия зимних исследований.
 
- «Новый год с дедушкой», МорПурго М. (Поляндрия). Тепло и любовь в конверте.
 - «Дед-Надзор», Бьёрн Р. (Самокат). Новогодняя «серия» о Лисе и Поросёнке.
 - «The Winter Fox», Knapman T., Harry R. (Nosy Crow). Так хорошо быть вместе! В книге удивительно искристые иллюстрации.
 
Педагоги
Традиции:- «Ночь перед Рождеством», Гоголь Н. В. (Дельфин). Иллюстрации Петелиной И. А. переносят в мир, где ночь такая по-зимнему тёмная и многолюдная! А если включить аудио-спектакль, новогоднее настроение не заставит себя ждать.
 - «Слонёнок Оливер», Пикок Л. (Поляндрия). Кому, как не взрослым знать, какая атмосфера царит в торговых центрах под Новый год. Это издание идеально для чайного столика в доме, полном гостей. Когда все в сборе, на приготовления уже можно смотреть с улыбкой.
 
- «Снежный олень», Чжэмин Ч. (Поляндрия). Зимой в лесу снег убирает лишние краски и детали, превращая деревья в сказочные персонажи, с которыми тоже возможны приключения.
 - «За стеной метели», Гуоджин (МИФ). Эта история совсем без слов – она говорит с читателем языком эмоций. Вместе с маленькой девочкой мы оказываемся в волнующей ситуации и обнаруживаем, каким удивительным может быть детское восприятие!
 

Открытия:
- «Легенда о Восточном календаре» (Азбука-классика). Необычное издание с иллюстрациями Игоря Олейника, которое по достоинству оценят читатели старше шести лет. Восточная легенда приоткрывает завесу тайны появления одного из самых древних календарей, так любимого взрослыми.
 - «Тату и Пату. Невероятный Новый год», Хавукайнен А., Тойвонен С. (Речь). В этом издании прекрасно всё! Начиная с издательства и заканчивая форматом. Это ни много, ни мало – графический роман! И какой! Нет ни одного взрослого, который сможет не засмеяться, наблюдая за приключениями двух братьев Тату и Пату – изобретателей с моторчиком.
 
- «Зимний мастер», Дашевская Н. (Самокат). Книга есть в бумажном, электронном и аудио-издании. История происходит в наши дни, с узнаваемыми современными деталями. И тем удивительнее всё волшебство, которым пронизана история про стеклодува, художника и музыканта, без мастерства которых Новый год лишится своей едва уловимой магии.
 - «Удивительное путешествие на Северный полюс: игры, поделки, эксперименты», Арье Л. (Clever). Здесь взрослые найдут множество идей, как провести время вместе со своими детьми, а воспитатели – вдохновение для зимних игр.
 
Безусловно, коллекцию можно было бы расшить. Так много классических сказок, прекрасных изданий и любимых книг мы не включили. Пусть эта возможность останется у вас. Зато в фотографиях каждой подборки есть книги-сюрпризы. Надеемся, наши рекомендации вдохновят обсудить и собрать свою зимнюю коллекцию, на радость вам и ребятам вашего сада! Нас оно вдохновило попросить у Деда Мороза новых книг. Ждём посылку с большим нетерпением!
 Людмила Урсуленко, методист,
 
	Алла Улусой, Ольга Малышева,
 
	Елена Сысолятина, воспитатели,
 
	АНО «Павловская гимназия»,
 
	д. Веледниково, МО






























