"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2021
Лисичка-сестричка

Задачи:
- познакомить детей с повадками и характерными особенностями лисы, задействовав разные каналы восприятия;
 - учить передавать в рисунке характерные особенности строения тела (овальное, длинное туловище, острая мордочка, небольшие треугольные уши, пушистый длинный хвост, короткие лапы);
 - упражнять дошкольников в умении использовать разные приёмы рисования кистью (концом, всем ворсом, примакиванием);
 - развивать зрительно-двигательную координацию, обследовательские действия и формообразующие движения;
 - активизировать в речи детей существительные, обозначающие части тела животного, прилагательные, характеризующие лису, глаголы, отражающие особенности её поведения.
 
- презентация-квест «Лиса», мультимедийное оборудование для просмотра презентации;
 - иллюстрации с изображением лисы на разных фонах, доска, магниты для размещения иллюстраций;
 - опорная схема;
 - мнемотаблица для пальчиковой гимнастики «Волк и лиса»;
 - изобразительные средства (акварель, кисти, стаканы с водой, листы бумаги).
 
Ход деятельности
На экране показан журнал «Юный натуралист» и письмо от редактора журнала с просьбой о помощи в иллюстрировании нового номера журнала на тему «Лиса». Для выполнения творческой работы детям необходимо поближе познакомиться с героиней выпуска и выполнить ряд заданий:- Объяснить, почему лису считают хитрой. После высказываний детей педагог даёт информацию о повадках лисы, как хитрой хищницы, умело приспосабливающейся к условиям обитания.
 - Выбрать лисьи следы на снегу из следов разных диких животных. После предположений дошкольников на экране остаётся верный вариант (картинка с изображением лисьих следов). Педагог поясняет, что лиса, перемещаясь шагом, ставит лапы друг за другом, поэтому следы идут в одну цепочку.
 - Узнать лису по голосу, прослушав несколько аудиозаписей. Выслушав предположения детей, педагог ещё раз включает правильный вариант, поясняя, чем отличается голос лисы от голосов других животных.
 - Проанализировать изображения лисы в работах известных художников-иллюстраторов (Ю. Васнецова, Е. Рачёва, Е. Чарушина) в сравнении. После высказываний детей педагог обращает их внимание на особенности образа (реальный или сказочный; в какой обстановке изображается; действия персонажа; его характер и настроение; авторские средства выразительности).
 - Выявить особенности изображения фона в предложенных работах разных художников. Выслушав дошкольников, педагог даёт характеристику разным вариантам фона и поясняет, какие обстоятельства он отражает и какими способами он выполняется.
 

В качестве поощрения за прохождение квеста детям предлагается посмотреть видеоролик «Лиса мышкует». После этого дошкольники переходят к доске и вместе с педагогом рассматривают иллюстрации с изображением лисы.
Воспитатель: Ребята, почему лису называют лесной красавицей?
Воспитатель: У неё пышный хвост, остренькая мордочка с треугольными ушами, тело вытянутое, покрыто густым пушистым мехом, небольшие, но сильные, крепкие лапки. Я приготовила вам схему-помогалочку. Давайте изучим её.
Воспитатель: Как вы думаете, что изображено на первой части схемы? (Овал.)
Воспитатель: Верно, это овал. Что он обозначает? (Туловище лисы.)
Воспитатель: В какой части листа изображено туловище-овал? (В середине.)
Воспитатель: Что мы видим на второй части? (Круг, немного заходящий на овал.)
Воспитатель: Какой частью тела лисы станет этот круг? (Головой.)
Воспитатель: Что нового появилось на третьей части схемы? (Вытянутая мордочка и треугольные уши.)
Воспитатель: Чем дополнено изображение на четвёртой части? (Лапами.)
Воспитатель: Лап у лисы всего четыре, они не очень длинные, но крепкие.
Воспитатель: Что нового появляется на последней странице? (Хвост.)
Воспитатель: Да, и его длина почти такая же, как у туловища. Давайте перед началом работы разомнём пальчики – проведём пальчиковую гимнастику «Лиса и волк». Для подсказки используем зашифрованное письмо. (Педагог обращает внимание детей на мнемотаблицу.)

После пальчиковой гимнастики педагог осуществляет подготовку к выполнению творческой работы по вопросам и с помощью упражнений:
- С чего начнёте рисовать лису?
 - Какой формы туловище?
 - Где оно расположено?
 - Какой частью кисти будете рисовать контур, а какой частью закрашивать?
 - Чем покрыто тело лисы?
 - Какого цвета лисий мех?
 - Как лучше изобразить пушистый мех лисы?
 - Где находится ваш персонаж: на фоне деревьев или рядом с ягодным кустарником, а может быть около замёрзшего озера?
 
Во время выполнения работы педагог оказывает необходимую помощь затрудняющимся детям, используя вопросы, напоминания, привлечение внимания к опорной схеме. Общие указания: начинать рисовать другим цветом можно лишь тогда, когда предыдущая краска уже высохла, чтобы цвета не смешивались; не забудьте проверить, все ли детали вы изобразили, всё ли у лисы на месте; посмотрите, понятно ли, где находится ваша лиса, что-то ещё нужно добавить в фон и окружающую обстановку.
По окончании работы все рисунки вывешиваются для рассматривания и анализа:
- Какие разные рисунки у вас получились. На каком из них изображена лиса-охотница? (Насторожилась, уши торчком.)
 - Где изображена лиса-красавица? (Тщательно прорисована шёрстка, хвост пушистый, глаза большие.)
 - Какая лисичка прячется от охотника? (Сидит в кустах, принюхивается.)
 - Какая из лисичек – добрая мама? (Улыбается, глазки прищурены.)
 - Какая лиса торопится по делам? (Лапки в движении, мордочку опустила – обнюхивает путь.)
 
Теперь все ваши работы мы отправим редактору журнала, чтобы он мог выбрать нужные иллюстрации.
Подведение итогов по вопросам:
- Ребята, что нового вы сегодня узнали о лисе?
 - Изменилось у вас к ней отношение?
 - Как? Почему?
 
 Светлана Соловьёва, воспитатель
 
	МБДОУ Д/с № 101, г. Ульяновск






























