"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2013
Найди птицу
Найди птицу
У детей с ограниченными возможностями здоровья представления об окружающем мире формируются иначе, чем у обычных детей, — сложнее и труднее. Наряду с образовательными задачами приходится решать и коррекционные. И в этом нам помогают игры. Предлагаем игру, в которую мы рекомендуем играть с пяти летКоррекционно-развивающие задачи:
- развитие зрительного внимания и зрительной памяти;
 - формирование навыков наложения, приложения и зрительного соотнесения изображений объекта;
 - развитие навыков обследования предметов с помощью рук;
 - расширение и активизация словарного запаса существительных, качественных и притяжательных прилагательных, сложных слов с соединительными гласными;
 - формирование мыслительных операций анализа, сравнения, обобщения;
 - формирование произвольной деятельности при взаимодействии со сверстниками.
 
Особенности оборудования:
- для игры подобраны изображения птиц, обитающих вблизи места проживания ребёнка. Представленный вариант игры используется нами в детских садах Москвы и Московской области;
 - для формирования представлений использованы различные изображения одних и тех же птиц;
 - соблюдена масштабность изображений;
 - изображения птиц наклеены на твёрдый картон, их удобно брать и обследовать руками, что особенно важно при недостаточности моторики рук;
 - при выборе изображений птиц, тени которых на листах не представлены, учтено наличие у них признаков сходства с перечисленными выше птицами по цвету, форме и величине. Использованы изображения представителей семейства врановых, семейства сорокопутовых, семейства голубеобразных.
 - «тени» птиц выполнены из цветной самоклеящейся бумаги, что позволяет получить тактильные ощущения при ощупывании «тени» на листе или обведении её контура пальцем;
 - чтобы усилить эффект выпуклости «тени», добавлены дополнительные слои самоклеящейся бумаги;
 - для детей с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата изображения птиц и «тени» обведены чёрным контуром;
 - раздаточные листы с различным количеством «теней» необходимы для успешного участия в игре детей с разными возможностями.
 
Правила игры
В игровых ситуациях «Кто к нам в гости прилетел?», «Где здесь спряталась синица (сорока, воробей, ворона)?», «Кто зимует в городе?» детям предлагают рассмотреть находящиеся в конверте изображения птиц, найти на листе соответствующие этим изображениям «тени» и совместить изображения птиц с «тенями». В зависимости от поставленных коррекционно-развивающих задач дошкольникам при этом предлагают:- обследовать руками изображение птицы и её «тень»;
 - назвать птиц, указать особенности внешнего вида одной или нескольких птиц;
 - найти различия и сходства в облике двух разных птиц;
 - показать похожих (или непохожих) птиц;
 - найти изображение недостающей птицы среди других;
 - предположить, какой птице принадлежит «тень», объяснить своё предположение и проверить его;
 - найти изображение птицы среди других по части «тени»;
 - описать птицу. Для детей с неустойчивым вниманием, быстро утомляющихся или испытывающих трудности при переводе взгляда с объекта на объект при зрительной патологии, рассматривание изображений птиц и их «теней» рекомендуется с помощью ограничивающей изображение бумажной «маски».
 
Играть можно и командами по два-три участника. В этом случае каждая команда получает по две раздаточные карточки, и детям предлагают договориться о распределении действий или о совместных действиях в ходе игры, а затем выполнить их. Побеждает команда, наиболее успешно выполнившая игровые задания.
 Ирина Новикова, кандидат педагогических наук, доцент,
 
	Московский государственный гуманитарный
 
	университет им. М.А. Шолохова 






























