"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2017
По дороге к школе
Совместный с родителями речевой проект в подготовительной к школе группе
	
	
Существуют определённые целевые ориентиры для детей на этапе завершения дошкольного образования в речевом развитии. Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для их выражения, для построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, складываются предпосылки грамотности.
Плохое владение звуковым анализом в школе приводит к ошибкам на письме, таким как пропуски букв, перестановка или замена букв, недописывание слов, то есть к ошибкам, которые принято считать ошибками на внимание. Но такого рода ошибки преодолеваются с большим трудом, от них страдают даже ученики старших классов. Таким образом, первый камешек в фундамент грамотного письма и чтения закладывается ещё в дошкольном детстве.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется преемственность в работе учителя-логопеда, педагогов группы и родителей детей, посещающих группу компенсирующей направленности. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Поэтому педагогам важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка.
Значимая для родителей проблема, на решение которой направлен проект: в совместной игровой деятельности подготовить своих детей к успешному обучению в школе.
	
Цель:
- формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, восприятия слоговой структуры, развитие фонематического восприятия);
 - овладение элементами грамоты;
 - развитие мелкой моторики;
 - осуществление взаимодействия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.
 
Задачи:
- развивать фонематическое восприятие, слух, закреплять навыки правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа;
 - закреплять знания о буквах, вырабатывать навыки составления и чтения слогов, слов;
 - проводить профилактическую работу по предупреждению ошибок чтения и письма;
 - развивать коммуникативные способности детей, формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность;
 - повышать заинтересованность родителей в результате коррекционно-развивающей деятельности с детьми;
 - повышать компетентность родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе, в профилактике дисграфии и дислексии;
 - развивать психические процессы у детей: зрительное и слуховое восприятие, память, внимание, мышление;
 - формировать мелкую моторику;
 - пополнять развивающую предметно-пространственную образовательную среду.
 

Этапы работы над проектом
Подготовительный этап
- Определение целей и задач проекта.
 - Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
 - Подбор логопедических игр.
 - Составление картотеки игр с использованием нестандартного оборудования.
 - Информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми (буклеты).
 
Основной этап
- Проведение коррекционно-развивающей деятельности.
 - Проведение логопедических игр, разучивание стихотворений, потешек, отгадывание загадок, работа по формированию мелкой моторики.
 - Самостоятельная деятельность детей.
 - Консультация для воспитателей.
 - Мастер-класс «Использование нестандартного оборудования в коррекции речевых нарушений».
 - Выступление на родительском собрании «Подготовка к школьному обучению».
 - Книжки-малышки «Моя любимая буква».
 - Индивидуальные консультации с учителем-логопедом. Родители, воспитатели.
 
Заключительный этап
- Обобщающее игровое итоговое занятие.
 - Диагностирование детей, обработка результатов диагностики. Соотношение целей и результатов проекта.
 - Подготовка презентации о проделанной работе.
 
По результатам проделанной работы вы сможете сделать следующие выводы.
Дети должны овладеть первоначальными навыками правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа; получить знания о буквах, приобрести навыки чтения; повысить коммуникативные, творческие способности; расширить и активизировать словарный запас, связную речь.
	
Дети должны научиться выделять звук на фоне слова, определять позицию звука в слове, находить слова на заданный звук. Большинство детей овладевают навыком анализа и синтеза слогов и слов, знакомятся с буквами, овладели послоговым чтением, учатся выполнять звукобуквенный анализ слогов, слов.
У родителей повышается психологическая готовность и компетентность в понимании своего ребёнка, видении и развитии его талантов, преодолении возможных трудностей при подготовке к школе. Многие родители проявляют себя как активные, заинтересованные партнёры своих детей, помогая им выполнять задания учителя-логопеда.
Наши педагоги накопили теоретический и практический опыт работы в изучении букв родного языка; овладели методикой проведения игр и упражнений с использованием нестандартного оборудования; повысили уровень профессиональной компетентности.
Таким образом, только комплексное воздействие на ребёнка может дать успешную динамику речевого развития. Результаты работы показывают, что организация совместной деятельности взрослого с детьми при изучении букв через систему специально подобранных разнообразных игр, упражнений, через создание специфической развивающей предметно-пространственной образовательной среды в группе и постоянное сотрудничество с родителями воспитанников привела к улучшению показателей развития звукобуквенного анализа и синтеза у детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.
	Марина Земляченко, учитель-логопед,   
	   
	Людмила Ильина, воспитатель,   
	   
	Александра Беседина, воспитатель,   
	   
	МБДОУ Д/с №85, г. Белгород






























