"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2015
Паспорт проекта «Деревья – символы России»

Актуальность темы: Россия – наша Родина. А с чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живём. А может она начинается с тех деревьев, которые растут на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?
Для русского человека нет дерева роднее и милее, чем берёза. Оно вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которое было бы столько широко освещено в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Берёза приносит людям радость и свет!
Каждое дерево в наших краях красиво по-своему, но осенью нет ничего краше рябины с её янтарно-жёлтыми кружевными листьями и алыми гроздьями ягод. По народным поверьям, рябина приносит счастье, по ней также определяют погоду. Напитки из ягод рябины дарят здоровье.
В наше время, когда ребёнок очень мало общается с природой, а свободное время всё больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребёнку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить её, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта: средней продолжительности.
Срок реализации: с 10 сентября по 20 октября.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Предполагаемые результаты:
- расширятся знания детей о берёзе и рябине.
 - дети смогут использовать схемы для составления рассказов об этих деревьях.
 - дети смогут использовать полученные знания в художественном творчестве.
 

Проблема: недостаточные знания у детей о самых почитаемых деревьях в России – берёзе и рябине, об их оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.
Цель: формирование познавательно-исследовательских знаний и умений детей дошкольного возраста.
Задачи:
- расширение представлений детей о культуре русского народа;
 - уточнение знаний о значении берёзы и рябины в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном) и об их взаимосвязи с окружающей средой;
 - развитие познавательной активности;
 - активизация и обогащение словаря;
 - воспитание любви к русской природе, бережного отношения к ней.
 
Этапы проведения проекта
1 этап – подготовительный:- Создание проблемной ситуации.
 - Выбор темы проекта.
 - Подбор детской и педагогической литературы, картин, аудиозаписей.
 - Подбор дидактических и хороводных игр.
 - Заготовка природного материала для деятельности детей.
 - Изготовление книжки-раскладки о лечебных свойствах берёзы и рябины.
 - Подбор консультаций для родителей.
 - Подготовка презентаций: «Берёза и рябина на картинах русских художников», «Деревья и времена года».
 
Формы работы на данном этапе:
- совместная образовательная деятельность;
 - наблюдения в природе, целевые прогулки и экскурсии;
 - индивидуальная работа с детьми;
 - рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий;
 - чтение художественной литературы;
 - беседы;
 - тематические выставки работ;
 - посещение библиотеки;
 - тематические праздники;
 - взаимодействие с семьёй.
 

Реализация проекта на втором этапе:
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»:
- «Наша рябинка»;
 - «Встреча с берёзой»;
 - «Это русская берёзка»;
 - «Люблю берёзку русскую»;
 - знакомство с репродукцией картины И.Э. Грабаря «Рябинка»;
 - «Во поле берёза стояла» познавательно-развлекательная программа;
 - познавательно-развлекательное шоу «Ой рябина кудрявая»;
 - беседы по картинам В.Д. Поленова «Золотая осень» и М.В. Нестерова «Виденье отроку Варфоломею», И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»;
 - чтение рассказов К. Паустовского «Подарок», Ю. Дмитриева «Тайна»; чтение стихотворений А. Фета, Т.В. Герасимовой, Т. Ходарева, В. Рождественского;
 - заучивание наизусть стихотворений А. Вальякка «Берёза»; А. Прокофьева «Берёза»; Н. Рубцова «Северная берёза»;
 - повторение стихотворения «Белая берёза» С. Есенина;
 - знакомство с пословицами и приметами, связанными с берёзой и рябиной.
 
- художественное творчество – рисование красками «Люблю берёзу русскую»;
 - пластилинография – «Рябина и берёза осенью»;
 - аппликация «Веточка рябины»;
 - рисование «Коралловая красавица»;
 - ручной труд «Поделки из осенних листьев»;
 - разучивание песен «Во поле берёза стояла»; «Ой рябина кудрявая»;
 - хороводы «На лугу»; «Берёза белоствольная».
 
Наблюдения в природе за сезонными изменениями берёзы и рябины, экскурсия в парк, пешеходные прогулки по улицам города.
Дидактические игры: «Узнай по описанию»; «Четвёртый лишний»; «Собери дерево»; «Бывает-не бывает»; «От какого дерева листок»; «Времена года». Посещение библиотеки: рассматривание иллюстраций, чтение книг.
Работа с родителями: мастер-класс для родителей «Рисование деревьев пластилином» с использованием художественной литературы.
3 этап – итоговый
- презентация: «Деревья – символы России»;
 - выставка работ из листьев берёзы и рябины для родителей;
 - чтение стихотворений детьми.
 
 Ирина Долженко, воспитатель, Нина Бессонова, воспитатель 
 
	МБДОУ Д/с № 3, г.Полярный Мурманской области






























